Татуировки африканских и тихоокеанских племен

Татуировка, в своей первобытной форме очень грубая, сделалась затем одним из наиболее утонченных искусств; она развивалась, однако, лишь в обществах, которые, прогрессируя в области умственного развития и техники, могли обходиться без одежды. Пример тому — обитатели полинезийских архипелагов и японцы. Нетрудно заметить, однако, что район прежнего распространения татуировки ограничивался только тропическими областями Полинезии, где плодовые деревья, многочисленные съедобные растения и обилие рыбы давали достаточное пропитание человеку и где художнику-татуировщику, следовательно, можно было производить свою кропотливую работу целыми днями, больше ни о чем не заботясь: среди прекрасной и обильной плодами земными природы, дававшей человеку силу, красоту и ловкость, у него было также и много досуга.

Художник-татуировщик, так же, как и его клиент, не должны были усиленно работать для пропитания, они могли не заботиться о завтрашнем дне, и татуировка могла продолжаться в течение долгих дней. Однако игра стоила свеч. Эта продолжительная и болезненная операция могла защитить от смерти во многих странах, особенно в Океании. Там нельзя было считаться настоящим мужчиной или женщиной, обладающей некими правами, иначе, как после этой процедуры: ничья нечистая рука, т. е., рука не татуированная, не могла подавать пищу при трапезе, никто, оставаясь в своем первоначальном, естественно-чистом виде, не мог пользоваться уважением.

Доказано и знакомство с татуировкой отделенных от внешнего мира пигмеев. Возможно, этот факт говорит о том, что татуировка была известна в Африке еще до экспансии народностей банту, произошедшей между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры. Но неизвестно, была эта татуировка порождением культуры пигмеев или заимствована у какого-либо народа, знакомого с этим обычаем с глубокой древности.

Среди африканских народов татуировка — весьма редко встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее присутствие изредка отмечалось среди последователей ислама, населявших страны Магребу, а также среди египетских цыган, которые, скорее всего, и принесли татуировку из Азии.

Татуировка стала для человека символом свободы. И действительно, маорисы и обитатели Маркизских островов, покрытые великолепной татуировкой, — прекрасное зрелище гордой наготы: все их естественно красное тело изукрашено синими полосами, изогнутыми и расположенными в соответствии с рельефом туловища; в одних местах эти полосы рельеф мышц делают более отчетливым, в других местах — незаметным. Таким образом придавались грация и красота телу — человек как бы получал абсолютно новую и оригинальную анатомию, поражавшую неподготовленного зрителя. Но у японцев, которые, несомненно, пришли с островов Океании, татуировка, логично видоизменившись в соответствии с характером национального изобразительного искусства, получила совершенно другое направление, чем у полинезийцев: она лишена симметрии, гармонизирующей форму тела. Она скорее акцентирует внимание на целостности и смысле рисунка: татуировки японцев поражают смелостью сюжетов. Там и драконы, и птицы, и прекрасные женские лица. Узоры на теле делались для того, чтобы быть видимыми, вызывать изумление, любовь или страх.

Весьма оригинальны были татуировки в Новой Зеландии. Специальным рисунком там покрывали поверхность лица. Спирали, волнообразные линии и т. п. клались на все лицо мужчин, а женщинам — только на губы и подбородок. Они назывались «моко» и делались надрезанием кожи долотом. Некоторые этнографы называют представителей народности маори «скульпторами» человеческих лиц.

С появление обычая одеваться, естественно, уже не стоило подвергать себя страданиям и опасности заражения крови для обладания рисунком, который все равно не будет виден. Татуировка могла удержаться лишь как пережиток старины и сохранилась, действительно, только в качестве вытатуированных знаков, удостоверяющих принадлежность к касте или к обществу. Татуирование — ритуал введения в кожу механическим способом, методом выкалывания или выцарапывания острым орудием — иглой, костью или стержнем — таких красящих веществ, как уголь, сажа или тушь.

Обычай этот, нужный для того, чтобы получить таким образом неустранимые рисунки, так же, как и раскрашивание тела, существовал и существует до сих пор у многих, как цивилизованных, так и диких народов. На островах бывших Полинезии, Микронезии и частях Малайзии пигмент вкалывался в кожу специальным оборудованием, через технику вбивания.

У островитян нанесение татуировок, связанное с неимоверной болью, производится с наступлением половой зрелости и, как, например, на о. Нукуро, считается необходимым условием для вступления в брак: ведь там детей, рожденных от нетатуированных матерей, безжалостно убивают. У некоторых народов татуировки связаны с религиозными представлениями, у других служат знаками отличия власти или подвигов при выполнении военных действий. Народы с темной кожей (негры, меланезийцы и австралийцы-аборигены) делают татуировки шрамами — они рельефнее, нежели краски, выступают на их коже. Обитатели островов и прибрежных территорий материков — новозеландцы, южноамериканцы и африканцы — татуируются геометрическими фигурами и арабесками; японцы и малайцы — фигурами. В настоящее время татуировки выходит из применения на океанских островах, но в Индокитае, Лаосе даже совершенствуются. В Японии татуирование с недавних пор запрещено.

Instagram
No images found!
Try some other hashtag or username
VK