История татуировки

Татуировка у различных народов мира

География татуировки весьма внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Узоры татуировки у папуасов Южный берег Новой Гвинеи. 1880-1881 гг.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным.  Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая «купчую», тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Татуирование женщины в традиционном обществе играло особую роль, символизируя ее выносливость и плодовитость. В некоторых регионах мира ситуация с женскими татуировками доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Узоры татуировки. О-ва Луизиады

Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — «Апо — Кезио» — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и «Апо — Кезио».

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия татуировки использовалась не только «дикарями». В XVIII — XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

Известный русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо —  Маклай в середине XIX века путешествовал по Тихому океану, где и собрал огромное количество материала, благодаря которому сейчас можно узнать об обычаях народов Индонезии, Новой Гвинеи, Австралии и других стран. Индейские племена Южной Америки вплоть до начала XX века практиковали подкожную татуировку. Некоторые из таких племен наносили татуировки даже детям 6 лет, другие — в период юношества. Мастером татуировки обычно была старая женщина. Она углем намечала основные линии рисунка, а потом накалывала его колючкой кактуса или другого растения. В качестве краски использовалась сажа, зола, смешанные со слюной или соком плода женипапы.

Узоры татуировки. О-ва Меланезии

В то время татуировка была не просто украшением, она имела больше социальное значение, указывала на принадлежность женщины к определенной общественной группе. На это указывало и место нанесения татуировки. Знатные женщины наносили ее на руки — от плеча до запястья, рисунок же на лице был признаком низкого происхождения. Люди племени «кадиуево» татуировали все тело и лицо, нанося разный узор на правую и левую части тела. К середине прошлого века у большинства племен рисунки на теле заменили татуировку. Мужчины все реже и реже украшали себя «пожизненными» рисунками. Они раскрашивали тело лишь в редких случаях и на короткое время.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым  украшением. Они наносились девушкам до замужества, достигшим половой зрелости. С медицинской целью татуировка наносится здесь как мужчинам, так и женщинам на больные места. Так, при нервных заболеваниях узоры в виде человечков наносятся на лоб над бровями. Центральные эскимосы наносили тату на подбородок, щеки, лоб единичными, прерывистыми линиями. Здесь она имела магический смысл. Самым распространенным мотивом татуировки была Y — образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым, божественным отношением к нему.

У представителей финно — угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Тату здесь, впрочем, как и везде раньше, было исключительно женским искусством. Татуировка всегда оставалась тайной женщины. Они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

Средние века (Европа)

Мотивы татуировки пилигримов, отправлявшихся в Иерусалим в XVII веке. Манфред Кунтер, Paiduma, том XVII, Висбаден, 1971 г.

Первым образцом «нательного искусства» в современном западном обществе был Гиоло, или как его еще называли — «Разрисованный Принц». Гиоло был привезен в Англию из южных морей пиратом и исследователем Уильямом Дампьером в 1691 году. Однако вскоре, после встречи с королем и королевой Англии, бедняга умер от оспы. Другой знаменитостью был Вождь Хонги, тело которого было покрыто татуировкой в виде типичного, и поэтому узнаваемого, новозеландского орнамента «моко». Моко состоит из сложного сплетения спиралевидных и прямых линий, которые не только вытатуированы, но и, в буквальном смысле слова, вырезаны накоже так, чтобы шрамы «укладывались» в параллельные цепочки бугров и канавок.

Начало процесса распространения татуировки в Европе приходится на конец XVIII века. Своим возрождением в Старом Свете этот вид искусства обязан печально известному капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца — «Великого Омаи», татуированного с головы до ног. Его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой, сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. Отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. Кстати, именно Куку Европа обязана самим словом «tattoo», которое означает «рисунок», «знак» в переводе с таитянского.

Несомненно, принятие английским языком в 1773 году выражения «tattoo» является важным в истории европейской татуировки. Европейцы с все большим интересом начали всматриваться в цветные картинки на коже, а со временем заглядывать и в их прошлое, которое привело некоторых исследователей к самым ранним этапам развития человеческой культуры.

С приходом христианской и мусульманской эры татуировка получила широкое распространение в Европе и Центральном Востоке. Очевидно, эта проблема была основана на религиозной конкуренции. Несмотря на это, ритуальное татуирование являлось торговой маркой более ранних религий в Палестине. К сожалению, когда ранние иудеи запретили маркирование своих конкурентов, они обрекли искусство татуирования на запрет в течение почти двух тысячелетий. Инициативу перехватили две более молодые и более мощные религии. Запрет получил поддержку Рима и в мире ислама, поскольку Ветхий Завет (еврейская Тора) уважается и христианами и мусульманами. Но даже этот запрет не смог уничтожить татуирование в евразийском мире.

Практика сохранялась внутри этих религий благодаря паломникам. В средневековье никто не знал, где действительно прошел паломник. Единственным способом доказать, что он был в Святой Земле, состояло в том, чтобы возвратиться с татуировкой от Коптских священников, которые занимались этим искусством вне городских стен Иерусалима. Большинство паломников получало простую татуировку в виде креста. Некоторые из путешественников возвращались с изображениями Георгия, побеждающего дракона, Богоматери с младенцем Иисусом, либо Святого Петра и кричащего петуха. Рисунки сохранялись на деревянных дощечках, процесс татуирования был очень грубым, однако это было единственное доступное доказательство, что паломник посетил Святую Землю. Мусульманские паломники, посетившие Мекку и Медину, также делали соответствующие татуировки. Они полагали, что будут очищены огнем при посмертном кремировании, прежде чем войдут в рай.

В Европе в Средние века многие ремесленники наносили на свое тело знаки цехов, где они работают. Так, в конце XIX века, у мясников во Франции, Германии, Италии на левой руке сияли изображения двух топоров с бычьей головой под ними.

В эпоху Крестовых походов рыцари — крестоносцы носили на лбу или сгибе руки татуированное изображение креста. Впрочем, наколка имела и чисто практическое применение: ее обладатель уже никак не мог перейти в другую веру. Правда, Инквизиция сочла «обезображивание» тела татуировкой издевательством над творением Господа, и вплоть до второй половины XVIII века нательный рисунок использовался исключительно в качестве уголовного клейма.

В Средние века клеймение, обычное для античности, использовалось уже не как самое серьезное наказание, которому подвергались воры, проститутки, фальшивомонетчики и карточные мошенники, и которое должны были обесчестить преступников. В период позднего средневековья, когда появилось множество способов причинять боль этот способ наказания можно было отнести к разряду пыток.

Клеймо служило для идентификации преступника. В те времена шулеров клеймили матрицей в форме шестигранника, беглым морякам выжигали мотив в форме багра, а браконьеров — в форме рогов.

Клеймение как одна из форм уголовных санкций имело в различных государствах разную продолжительность своего существования. С ХVII века этот обычай в некоторых западноевропейских странах начинает постепенно исчезать. В конце века клеймение осталось в действующих армиях для поддержания дисциплины. Клеймили дезертиров и солдат «с преступными наклонностями».

В начале XX века высказывалось предложение вернуться к наказанию клеймением в виде принудительного татуирования по отношению к тем, кто совершил особо опасные преступления. Предлагалось даже на спинах таких людей татуировать изложение их преступной деятельности в хронологическом порядке с названиями исправительных учреждений, в которых они содержались. Или выдвигалась идея «принудительного татуирования замужних женщин с целью воспрепятствовать прелюбодеянию». Но все подобные предложения были отвергнуты общественным мнением как варварские и гротескные.

Бытовое магическое значение татуировки сохранялось и в более позднее время. Практика метить с помощью татуировок рабов и преступников благополучно дошла до нашего времени: буквой «D» метили дезертиров в Британии во время Первой Мировой войны, нацисты выбивали номера жертвам концлагерей, да и в сталинских  лагерях подобная практика не была редкостью.

Античная эпоха

В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

Например, древние греки «метили» татуировками вражеских шпионов, в то время как римляне использовали специальные татуировки для «клеймения» бандитов и рабов (этот обычай римляне называли «deformare stigmatum notis»).

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. В Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена». На Экуменистическом Совете Никеи в 787 году нашей эры, Папа Адриан I наложил категорический запрет на любые формы «варварства, имя которому татуировка», в том числе и их ношение. Вполне естественно, что за столь суровым запретом неминуемо должны были появиться рецепты, как удалять татуировки. Например, римский врач Этиус рекомендовал следующее: «Смажьте татуировку селитрой. После чего, поверх селитры нанесите толстый слой жидкой канифоли. Наложите повязку. На шестой день проколите вздувшуюся кожу булавкой и посыпьте проколотые места солью. Наконец, нанесите на кожу известь или смесь гипса и карбоната натрия. Окончательный результат будет получен на 20 день». Интересно, сколько человек выдерживало подобную пытку?

Любопытный факт — по некоторым сведениям сам Апостол Павел ходил с наколкой на тему Иисуса Христа.

Древние времена

Традиция нанесения татуировки уходит корнями в глубь тысячелетий. Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Этот вид искусства является частью общемировой культуры и, то появляясь, то исчезая, то возрождаясь вновь, проходит через всю историю человечества от древнейших египетских захоронений, чей возраст насчитывает четыре тысячелетия, до наших дней. Археологические раскопки доказывают, что татуировка была распространена практически по всему миру.

Редкие, сохранившиеся до наших дней из далекого прошлого, мумифицированные или вмерзшие в ледниках тела практически всегда были, в большей или меньшей степени, татуированы. Не так давно в Альпах был обнаружен «Ози» — человек из Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Их назначение не вполне понятно. Возможно, татуировки обозначали принадлежность к определенному племени или, что интересно, являлись терапевтическим средством для профилактики артроза, которым явно страдал «Ози».

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела «Вождя», «Воина» и «Принцессы». На каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече «Воина» изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину «Вождя», по сей день является для историков сложной головоломкой. В книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Их обладатели — египетские мумии, которые могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных татуировок. Разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI  Династии (2160 — 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, а чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов.

Точно такие же рисунки выбиты на саркофагах, в которых покоились мумии некоторых египетских правителей. По мнению ученых, в данном случае рисунок татуировки отражает сословную принадлежность «хозяина», что, с точки зрения египтологии, является чрезвычайно важной информацией. По религиозным представлениям древних египтян сословная лестница сохраняется и после смерти, так что татуировки могли являться неким «документом», подтверждавшим прижизненный статус их владельца.

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний была татуировка на лице. В качестве кары преступникам за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну — в результате получался иероглиф ИНУ — «собака». Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.

Японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по — своему обходить всяческие запреты и ограничения. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя «открытыми» только лицо, ладони и ступни.

В Японии искусство татуировки называют «ирэдзуми». В древние времена татуировка имела исключительно ритуальный характер, позже стала знаком принадлежности к определенному сословию, а к XVII веку превратилась в сугубо декоративный элемент. Японские власти жестоко преследовали подобного рода искусство. Тем не менее татуировка приобрела просто повсеместную популярность. В Японии даже появилась собственная школа искусства татуировки. Существует поверье, что некоторые японские мастера обладают особым секретом «невидимого» рисунка, который проявляется лишь после принятия горячей ванны.

Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов Айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее  детей.

Искусство татуировки в наше время

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря». К концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. В 1891 году американец Самюэль О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. Татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Всю первую половину XX века и Европа и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

Из изобретения О’Рейли находчивые американцы тотчас же извлекли выгоду. По всей стране стали открываться многочисленные салоны, был налажен выпуск специального инструмента и краски. В арсенале мастеров татуировки появились электрические машинки, которые практически не изменились за последнее столетие.

В двадцатом веке татуировка несколько раз оказывалась на  острие моды. Новая эра в искусстве татуировки началась в 50 — 60 — е годы. Образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов — татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. С тех пор татуировка занимает достойное место среди других видов боди — арта.

В 1960 годы клиентами салонов тату стали рок — н — ролльщики и неформалы. Молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970 — х годов начали организовываться конвенции — фестивали татуировки. Первая конвенция состоялась в Нью — Йорке в 1976 году, и с тех пор они проводятся по нескольку раз в год в различных городах Европы и Америки. На территории бывшего Советского Союза они проходят в Санкт — Петербурге и Москве. На эти яркие мероприятия съезжаются любители и профессионалы татуировки из разных стран. Именитые мастера и новички демонстрируют образцы своего творчества, обмениваются секретами и идеями. С удовольствием приходят посмотреть на татуированных оригиналов и местные жители, проводятся конкурсы, различные шоу.

В последние полтора десятка лет мода на татуировку захватила буквально всех. Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессора университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Мужчины, очевидно, считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. Интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер, Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк, принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови  и т.д.,охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов.

Татуировка в России

Мода на татуировку не обошла и Россию, хотя в этом плане у нее свой особый путь: с одной стороны, стойкие ассоциации с маргинально — криминальными кругами, с другой — долгие годы полного отсутствия информации и общения с зарубежными мастерами. Но, как это ни удивительно, трудности заставили мастеров татуировки быть более изобретательными и креативными. Они сами изготавливали инструменты, придумывали образы, испытывая все перечисленное буквально на себе.

Известно, что последний русский император Николай II сделал себе тату в Японии, где «отличился» весьма экстравагантным поведением: ему разбили голову мечом за учиненный беспорядок в местном храме. Также из императорской фамилии татуировку сделал себе великий князь Михаил Александрович.

Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, вошли в моду у представителей света и богемы. В России богемный бум был пресечен Октябрьской революцией. Ренессанс татуировки не заставил себя долго ждать — татуировка возродилась в тюрьмах и лагерях.

В советский период татуировка подверглась гонению в основном из — за сформировавшейся в 1910 — 1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937 — 39 гг. В последующих уголовных кодексах запрет на татуировку отсутствует. Возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента (так называемых «польских воров») в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. С войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку просто потерял свой смысл.

До начала 1990 — х гг. татуировочный бизнес был полностью подпольным. Мастера обычно занимали небольшие комнатки при косметических салонах или работали на дому, обзаводясь клиентурой через газетные разделы частных объявлений.

Вот небезынтересный список расценок на татуировку, бытовавший в 1970 — 1980 — е годы: «перстень» — 3 руб., рисунок размером со спичечный коробок на плече, бедре, груди — 5 — 7 руб., более сложные двухцветные, с текстом — 15 — 25 руб., высокохудожественная татуировка на груди или спине — до 60 руб.

Татуировка 1980 — х гг. представляла собой бедные сине — серые мотивы. Подобная ситуация была напрямую связана с низкими технологическими возможностями и средой, где была популярна криминальная «романтика». Отдельную группу составляли татуировки, приобретенные в период прохождения службы в рядах Советской Армии. Сильным толчком к развитию татуировки послужила молодежная среда, увлекавшаяся футболом.

В 1985 год произошла настоящая революция татуировки. В Ленинграде стали делаться многоцветные татуировки, преимущественно в среде музыкантов. Оттуда цветная татуировка проникла в Москву. Отцом — основателем московского музыкального направления татуировки стал Маврикий Слепнев, первым сделавший татуировки музыкантам рокабилли — группы «Мистер Твистер».

На конец 80 — х пришелся пик популярности татуировки в музыкальной среде (иначе на жаргоне — «тусовке»). Цветная татуировка стала объединительным атрибутом у лиц прошедших сквозь вышеописанные события. Это привело к основанию нескольких домашних студий и изменению в подходе к самой татуировке и рисунку (иначе — дизайну).

В начале 1990 — х годов в крупных городах стали появляться полулегальные салоны тату. Школу татуировки в них представляли специалисты, только что освободившиеся из мест заключения.

1990 — е годы можно назвать периодом освоения новых технологий, так как открытые границы привели к массовому освоению зарубежной информации и технологии. В России появляется фирменное оборудование и краска, меняется подход к рисункам татуировок. Повышенный интерес к татуировке в немалой степени обязан появлению татуированных музыкантов, газетных статей и телеинтервью, посвященных этому вопросу.

1991 год можно считать точкой отсчета в истории профессиональной татуировки, так как спрос на нательную графику позволил содержать первые студии.

В середине 1990 — х в Москве и Санкт — Петербурге открываются первые профессиональные студии.

Ореол популярности тату — арта расширялся и уже в 1995 году стараниями московского клуба байкеров «Ночные волки» был проведена первая российская татуировочная конвенция.

В июне 1995 года, в московском клубе «Эрмитаж», собралось множество мастеров татуировки. Из крупных зарубежных мастеров были представлены Лайл Татл, Хенки Пенки, Филипп Лео, Брайен Эверетт. По результатам конкурса тату призы вручал Лайл Татл (лучший татуированный человек России — Игорь Аверьянов — работа известного отечественного мастера «Китайца»). Несмотря на явные недочеты первой тату — конвенции, она в немалой степени способствовала дальнейшему развитию профессиональной татуировки на территории бывшего Советского Союза.

Теперь отечественные мастера постоянно ездят на конвенции (которые проводятся с завидной регулярностью), показывают свои работы, знакомятся с новыми стилями и направлениями.

Сегодня царит настоящий бум татуировки. К мастерам татуировки приходят люди совершенно разных профессий, и возрастов, социального положения. Невозможно определить, что сегодня модно. Делают большие и миниатюрные рисунки на различных частях тела. Все решается индивидуально в каждом конкретном случае. Мастер и клиент совместно подбирают рисунок, определяют его месторасположение на теле. Главное — попасть к профессионалу. Дилетант способен не только некачественно нанести на кожу изображение, но и, нарушив правила стерилизации, создать Вам проблемы со здоровьем. Сами мастера советуют не торопиться с нанесением татуировки: сначала надо все взвесить и убедиться, действительно ли Вы этого хотите. Кроме того, что сам процесс долгий и достаточно болезненный, в дальнейшем Вам вряд ли удастся бесследно вывести татуировку, которая может разонравиться или надоесть.

В материальном плане татуировка — недешевое удовольствие. Например, татуировка размером с сигаретную пачку (общепринятая единица измерения в среде татуировщиков) стоит в Москве в среднем 150 долларов. Цена, естественно, зависит от опыта и квалификации мастера, сложности рисунка.

В последнее время татуировку наносят не только в качестве украшения на теле или талисмана, но и в утилитарно — косметических целях. Так называемый косметический татуаж — это перманентное окрашивание контурных линий губ, бровей и век. Краска на растительной или минеральной основе наносится на кожу с помощью все той же иглы. Выбор цвета зависит от вашей фантазии и может быть максимально приближен к цвету кожи или же подобран в тон помаде, которую вы носите. Процедура проводится с анестезией. Такой макияж держится 3 — 5 лет. Многие косметические салоны предлагают сегодня эту услугу. Цены колеблются от двухсот до пятисот долларов США. Однако следует учесть, что татуировка губ, бровей и век — очень тонкая и кропотливая работа. Поэтому, если вы решились на такой шаг, убедитесь в профессионализме мастера и хорошей репутации салона, чтобы не испортить себе внешность и настроение на ближайшие пять лет. Еще одним практическим применением татуировки является нанесение рисунка на месте шрама. Если после хирургической операции у вас остался заметный уродливый след, можно искусно замаскировать каким — нибудь оригинальным рисунком.

Еще один способ поддержать модную тенденцию тату, не оставив на теле «знака отличия» на всю жизнь, — переводные татуировки. Хотите быть оригинальной, легкомысленной, новой, стильной, странной, загадочной или просто немного другой? Переводите картинку, она держится две недели, а потом легко смывается. Не больно, недорого и всегда можно изменить рисунок. К тому же это отличный способ понять, стоит ли Вам вообще переступать порог настоящего салона татуировки, перед входом в который обычно висит плакат со словами «Входи на свой страх и риск»

Фестивали татуировки

Немецкий историк татуировки В. Шёнфельд пишет: «В первом десятилетии XX века людей, с татуировкой покрывающей все тело, стало так много, что они профессионально организовывались в группы ненормальных». Известный журнал «Impresario» с 1907 по 1914 год печатал на своих страницах фото обзор, посвященный татуированным дамам, которые проводили публичные показы своих тел. Однако первый Всемирный съезд татуировщиков и татуированных людей, ставший ежегодным, прошел только в 1976 году в городе Хьюстон, США. Через год в Париже, в Национальном центре культуры и искусства им. Жоржа Помпиду прошла неординарная фото выставка под названием «Татуировка» («Les Tatouages»), являвшуюся показом фоторабот, на которых был запечатлен Первый Всемирный съезд татуировщиков и татуированных «Tattoo convention».

В 1982 году журнал «Tattootime» впервые организовал тату — фестиваль TattooEcspo, которое теперь ежегодно проводит National Club of the World. Такие съезды несут в себе дух соревнования и соперничества между мастерами татуировки, и являются широкомасштабными рекламными акциями движения татуировки в целом. Но татуировочные конвенции это не только соревнование и обозрение уже выполненных работ. Это место встречи, где люди просто отдыхают, общаются, учатся друг у друга. Это место, где человек имеет возможность сравнить и выбрать работы мастеров, и прямо там же сделать понравившуюся татуировку. На каждом фестивале Вы обязательно встретите специально оборудованные кабинки для того, чтобы работающие мастера — татуировщики  могли быстро, качественно и стерильно выполнить татуировку любому желающему. Другие же мастера и их модели заняты в конкурсах, на которых профессиональное жюри определяет лучшие  работы. Живая музыка, различные конкурсы, развлекательные напитки и закуски к ним постоянные спутники подобных акций. Все это позволяет Вам весело и интересно провести время на тату конвенции от начала до конца.

Татуировочные конвенции

Люди приезжают на татуировочные конвенции по различным причинам. Так, энтузиасты прибывают, чтобы погостить или повстречать иногородних художников, получить новые татуировки, посмотреть другие татуировки или показать свои собственные. Профессионалы приезжают с целью приобрести новые графические мотивы и флэш сеты у других мастеров, погостить у старых друзей или извлечь пользу из саморекламы.

Если Вы интересуетесь новейшими тенденциями в мире татуировки, конвенции — идеальный способ чтобы их увидеть.

Масштабы конвенций различны, начиная от небольших 1 — 2 дневных конвенций (спонсируемых студиями), и заканчивая международными (спонсируемыми крупными организациями), длящимися три — четыре дня. Обычно татуировочные конвенции проводятся в выходные дни. Насыщенная программа включает в себя семинары (закрытые для официальных лиц, или получивших патент), выставочные этажи, где мастера могут продавать свои товары или делать татуировки, а также сцены, на которых проводятся соревнования. Выставочные этажи обычно открыты для публики, заплатившей входную плату.

Организация большинства крупных конвенций всегда стоит на высоте. Так же как и научные конференции (которые могли бы иметь множество симпозиумов, и ассамблей), организаторы конвенций обычно располагают транспортом и гостиницами для размещения участников.

Нормы конвенций изменчивы. Стоимость регистрации абонемента для национального четырехдневного фестиваля составляет около 300 — 500 долларов. Цена складывается из стоимости билета на один день — около 10 долларов.

Татуировочные конвенции предоставляют Вам уникальную возможность соприкоснуться с сообществом неординарных людей, которых нечасто встретишь в обычной жизни. Конвенции — это прекрасная возможность поболтать с ними и узнать, какие они в реальности.

Площадка конвенций — самое удачное место для мирного сосуществования всех без исключения социальных и контркультурных групп, начиная от просто интересующихся татуировочным искусством и заканчивая колоритными неформалами — хиппи, панками, байкерами, футбольными фанатами и проч.

На конвенциях всегда царит довольно благоприятная и исключительно дружелюбнаяатмосфера. В честь гостей обычно устраиваются веселые вечеринки, которые обычно нацелены на общение, обмен новостями или знакомство друг с другом. Многие  берут с собой фото — и видеокамеры для памятных съемок татуировок и людей.

За время конвенции накапливается опыт общения и у серьезных энтузиастов художественной татуировки и художников — татуировщиков. Именно они составляют костяк мероприятия и делают конвенции серьезной традицией.

Обычно в будние дни (в пятницу) выставочный этаж не слишком переполнен. Если Вы хотите сделать себе объемную работу у мастера, арендовавшего кабинку, то пятница и первые дни конвенций лучше всего подходят для этого. Это же время самое удобное для посещения различных кабинок и общения с мастерами.

Как только наступают выходные дни, атмосфера сильно меняется. Вы увидите «зевак» и любопытствующих, которые могут и не иметникаких татуировок (последние делают небольшие работы стандартных флэш сетов). Этаж конвенции превращается в подобие шумного карнавала.

Посещаемость конвенции напрямую зависит от того места, где она проводится. Самые крупные конвенции проводятся в центральныхвыставочных залах города и часто имеют лимитированное пространство для того, чтобы разместить всех желающих. Есть другой уровень проведения — большие клубы и холлы крупных гостиниц (преимущественно в Америке).

Соревнования на конвенции ограничены лицами, получившими патент в течение конвенции. В принципе, любой желающий может принять в них участие.

Есть стандартные номинации, которые Вы можете ожидать. Они включают в себя основные стили и дополнены номинациями на лучшие татуировки дня, самые безумные, женские и мужские и лучшие татуировки мероприятия. Оценка проводится группой экспертов (обычно составляемой из старых или известных мастеров). Оцениваются не только технические параметры, но и индивидуальность, и общее соответствие рисунка человеку.

Если Вы решили посетить соревнования, советуем захватить с собой бинокль. Не удивляйтесь! Обычно соперники выходят на сцену, окруженную толпой. Часто это затрудняет возможность разглядеть татуировки. Некоторые соревнования лучше организованы, нежели другие. Многие из них не ограничивают число участников в номинации. Иногда то или иное соревнование затягивается на невообразимо долгое время.

Если Вы желаете фотографировать работающих мастеров на конвенции, используя вспышку, желательно чтобы Вы спросили разрешения или сделали так, чтобы вспышка не помешала работе.

Конвенция предоставляет Вам уникальную возможность заказать татуировку у известного мастера, который живет рядом с Вами или даже в другой стране. В последнем случае татуирование у этого мастера обошлось бы Вам более чем дорого (работа + дорога). Учтите, что сделать корректно слишком объемную работу на конвенции (например, целиком протатуировать спину за 3 дня) проблематично. Конвенции — не самый лучший способ для концентрации. Потому корректно татуировать в шумной среде могут только опытные мастера.

Если мастер видит, что Вы заказываете работу, которой он должен заниматься в течение всей конвенции, он имеет право запросить любую сумму за работу, но необходимую ему для компенсации своих затрат. Как избегать таких проблем?  Связывайтесь с мастером заранее.

Объясните ему Ваши интересы и запас Вашего времени. Чем раньше — тем лучше. Дайте Вашему мастеру достаточно времени, чтобы сделать некоторые эскизы, которые могут быть выполнены на конвенции.

Второй способ — это договорится о работе на конвенции, и сделать ее потом в студии. Если Вы сумели избежать вышеперечисленных проблем, то знайте — нет ничего более удобного, приятного и наиболее памятного, чем сделать хорошую работу у хорошего мастера во время проведения яркого запоминающегося события. Возможно, что именно Вашу татуировку жюри оценит как лучшую.

Если Вы не планируете сделать себе новую татуировку, то помимо  этого есть еще много интересного на выставочном этаже.

Например, некоторые кабины продают товары — футболки, флэш сеты, журналы, плакаты и атрибутику для пирсинга. Большинство мастеров раздают свои визитки. Кабины оформлены фотографиями авторских работ, многие из которых нигде не публиковались.

Когда — либо задайтесь вопросом, как комплектуются журналы по татуировке? В дополнение к фотографиям, предоставленным татуировщиками, многие из них сделаны именно на конвенциях.

Многие из организаторов конвенций снимают на них видеорепортажи. Как татуировщик, Вы имеете возможность посещать закрытые семинары, которые проводятся на конвенциях.

Мастера, зарезервировавшие кабины, имеют доступ в закрытые от публики комнаты, где представители татуировочной индустрии торгуют фирменным оборудованием и красками.

Instagram
No images found!
Try some other hashtag or username
VK